Leather/Кожа

То, что мы называем запахом кожи в духах – это, по сути, запах результата её выделки, ну или всем знакомый запах уже финального изделия из кожи.

Раньше, в зависимости от страны кожу ароматизировали по-разному, чтобы скрыть естественный запах, считавшийся неприятным. Французы добавляли флердоранж, фиалки, ирис, мускус. Итальянская выделка дополнялась ароматами мускуса, цивета, ириса. Русская характеризуется запахом дёгтя, который не столько для ароматизации служил, сколько для смягчения и защиты изделий.  Делали из этой кожи прежде всего армейские сапоги, ремни, портупеи. А позже, когда она попала в Европу, – и более элегантные аксессуары. Испанская – с травами, цветами, фруктами, циветом, мускусом, камфорой. Где-то с начала XX века для ароматизации и вовсе стали добавлять специи, ваниль, бобы тонка, герань, кедр, да чего только не докладывали. Но это всё “промышленные” классификации типов выделки, в парфюмерии все эти русские, испанские и прочие кожи всё же условны. Например, испанская кожа Santa Maria Novella Peau d’Espagne – это такая дегтярная жесть, что похлеще любой другой парфюмерной русской кожи будет, но вот парфюм называется испанской кожей.

Кожаный аккорд традиционно встречался в шипрах, фужерах, восточных ароматах, а сегодня, думаю, по большому счету, уже в любом направлении, отчасти смещая в композиции фокус на себя. Так что логичным стало образование отдельной кожаной категории в парфюмерии. Societe Francaise des Parfumeurs в своё время поделили парфюмерные кожи на истинные, цветочные и табачные. Потом добавили ещё замши.

С помощью чего же создается кожаный аккорд? Кожаные тинктуры, конечно, пытались делать, но безуспешно (привет кожаной лимитированной коллекции Мюглер). В итоге запах кожи конструируют из разных компонентов, которые могут давать обонянию то самое ощущение аромата уже самого изделия из кожи. Это могут быть как натуральные, так и синтетические вещества. Среди натуральных – дёготь, стиракс, кастореум, можжевельник и масло каде (тоже можжевеловое), цистус(лабданум), костус, ракушечная чоя лобан, также чёрный чай, пачули. И мне, например, именно у натуральных парфюмеров кожи кажутся самыми забористыми. Если говорить о синтетике, то кожа будет делаться с помощью хинолинов, альдегидов, ещё есть такие вещества как safraleine от Givaudan и suderal от IFF. Изобутилхинолин пахнет сухо, зелено, древесно, кожано с табачными тонами. Например, культовая кожаная классика 20 века, такая как Tabac Blond(1919), Scandal(1933), Bandit(1944), Cabochard(1959) – это вот эти синтетические хинолины и есть, прямо во всём своём великолепии. В Бандите и вовсе изобутилхинолина передоз. Некоторые альдегиды используются скорее для смягчения кожаной композиции, они делают её более округлой. А запах вещества safraleine напоминает крем для обуви или даже хладагент для кондиционеров 🙂 ну любопытным носом до чего только не дотянешься. Suderal же в правильных руках может стать замшей, вроде Daim Blond.

Ещё почитать по теме (всё по-английски, на русском как-то лишь по верхам попадалось, без дотошности) можете тут:

– cерия кожаных постов из 12 частей на Perfume Shrine
– разумеется интересное есть и на Фрагрантике
– кожаные посты с примерами на Perfume Posse и Now Smell This
– как всегда обстоятельно у CaFleureBon

А что интересного из парфюмерных кож можно понюхать, смотрите тут же ниже.

 Кожаные сумки/чемоданы/куртки/перчатки и т.д.:

Anna Zworykina Cuir de Russie(2009) – кусок жирной кастореумной кожи
Arquiste Aleksandr(2012) – кожа на базе акватики
Atelier des Ors Cuir Sacre(2015) – байкерская: бензин и кожа
 Beaufort London Coeur de Noir(2015) – копчёность, которая сластит
Chanel Cuir de Russie(1924) – жирная, толстая, но элегантно-цветочная
Hermes Agar Ebene(2018) – вообще-то лаковая шкатулка из ценных пород дерева
Hermes Cuir d’Ange(2014) – выделанный до ангельской мягкости лоскут дегтярной кожи
 Hermes Galope d’Hermes(2016) – тонкий, будто донесшийся откуда-то с незнакомки, запах хорошей кожаной сумки с букетом роз внутри
Lancome Cuir de Lancome(2007) – жаркая иланговая кожа
Le Labo Cuir 28(2012) – дымно вдвойне: от ветивера и от дёгтя
Maitre Parfumeur et Gantier Cuir Fetiche(2011) – тонкая перчатка, державшая и мундштук, и цветок, и марципан когда-то
 Mona di Orio Cuir(2010) – нешуточная кожа
Parfum d’Empire Cuir Ottoman(2006) – начищенное кожаное седло и жаркие смолы
Parfumerie Generale Cuir d’Iris(2007) – крепкая чайная заварка и кирзовые сапоги на пороге
Papillon Artisan Perfumes Anubis(2014) – слегка копченая, терпкая чайно-танинная с мягкой притягательностью смол в базе
Prada #3 Cuir Ambre(2004) – в духе марокканской кожи SL, но собственно кожи побольше, без нежности
Prada #11 Cuir Styrax(2011) – томная сторона стираксовой кожи
 Santa Maria Novella Peau d’Espagne(1801) – кожаная жесть и под белую рубашку мужского кроя для контраста

Замша:

Armani Prive Cuir Amethyste(2005) – нежный, почти замшевый запах с пудрово-фиалковым подтоном
Bottega Veneta Bottega Veneta(2011) – лёгко-цветочная замша с сухой перчинкой, сварено из того же чана, что и Daim Blond
Keiko Mecheri Cuir Cordoba(2009) – замшевое кружево, в обойму к Bottega с Daim Blond
 Mona di Orio Suede de Suede(2017) – немного резкая, но все же замша, с ягодным финишем
Serge Lutens Daim Blond(2004) – замша с абрикосовыми косточками
Serge Lutens Boxeuses(2010) – сливовая сестра Daim Blond

Как бы кожа:

Ann Gerard Cuir de Nacre(2012) – мягкая кожа новых туфель
Anna Zworykina Казак молодой – степь да степь кругом, травы-муравы и казачий сапог
 Etat Libre d’Orange Je suis un Homme(2006) – мачо-лимончелло
Guerlain Cuir Beluga(2005) – от и до про бобы тонка
Heeley Cuir Pleine Fleur(2008) – утопающая в весенних цветах замшевость
House of Matriarch Blackbird(2012) – после тёмно-зеленой едкой заставки ближе к базе, возможно, появляется жёсткая кожа, но переходящая в запах подсушенной древесины хвойного дерева
Keiko Mecheri A Fleur de Peau(2002) – практически вандальски разлитый по тонким кожаным перчаткам сироп
Keiko Mecheri Cuir Fauve(2012) – мыло и влажная банная скамья
MDCI Cuir Garamante(2013) – видишь розу, и она пахнет розой, а прикасаешься и понимаешь: искусно сделанный кожаный цветок
Memo Russian Leather(2016) – афтершейв, баня и хвойная веточка
Naomi Goodsir Cuir Velours(2012) – конфетная страна
 Odori Cuoio(2008) – гардеробная барбершопа
 Olfaсtive Studio Chambre Noire(2011) – о том, как сливово-фиалковый микс может звучать классической “белой рубашкой”
Parfumerie Generale Cuir Venenum(2004) – сладкое до зубной боли варенье
Puredistance M(2010) – пряно, строго и тепло
 Roja Dove Diaghilev(2010) – это не про кожу, это про Мицуку на новый лад
Serge Lutens Cuir Mauresque(1996) – настолько упрятана за смолами и специями, что попала у меня в “некожаную” категорию
Tom Ford White Suede(2009) – морько занудного мускуса с изредка выплывающей розой

“Винтажные”, винтажно-звучащие кожи:

Aramis Aramis(1965) – кожаность и свежесть, ароматные травы и брызги цитрусов
Balmain Jolie Madame(1953) – пудрово-фиалковая меланхолия на кожаном фоне
Balmain Miss Balmain(1967) – горькая, видавшая виды, совсем не дамская кожа
Boadicea the Victorious Complex(2009) – сухой, растрескавшийся кожаный мешочек ароматных трав
Caron Tabac Blond(1919) – плотный запах смеси гламурного табака, кожи и, пожалуй, греха: иланг тут добавляет похоти
 Chanel Antaeus(1981) – чёрная-чёрная история в чёрном-чёрном флаконе про чёрно-пряно-кожаность
 Dior Diorling(1963) – старый, но в отличной форме чемодан из качественной, сохранившей вид кожи
Dior Jules(1980) – отличный мужик в кожаном бомбере
 Dusita Le Sillage Blanc(2016) – сухотравность в кожано-шипровых тонах
Estee Lauder Azuree(1969) – альдегидный старт, узнаваемое развитие в кожано-шипровую классику 70х
Gres Cabochard(1959) – горько, сухо, табачно
 Guerlain Derby(1985) – фужерная, травная кожа на чисто выбритом мужчине в костюме с иголочки
Knize Ten(1924) – податливый лоскут кастореумной ароматной кожи
Lanvin Scandal(1933) – мягкая цветочная кожа
Robert Piguet Bandit(1944) – новый – это зеленый, хлесткий “зверь”

Другие известные кожи, с которыми плохо знакома:

 Byredo Cuir Obscur(2016)
Clive Christian C man
 David Jourquin Cuir Mandarine, Cuir Solaire, Cuir Altesse, Cuir de R’eve
Dior Cuir Cannage(2014)
Dior Leather Oud(2010)
Etro Gomma(1989)
Hermes Doblis(1955)
Hermes Bel Ami(1986)
LM Parfums Hard Leather(2014)
Memo Irish Leather(2013), African Leather(2015), Italian Leather(2013), French Leather(2014), Moon Leather
Montale Aoud Cuir d’Arabie(2006)
Nasomatto Nudiflorum(2018)
 Pierre Guillaume Metal Hurlant(2015)

Могу только на слово верить в кожаность следующих экземпляров, так как у меня на них ольфактивное “слепое пятно”:

Hermes Kelly Caleche edt(2007) – огромное количество отзывов на кожаность келли калеш не могли появиться на пустом месте. Списываю всё на слепое пятно.
 Thierry Mugler Cuir Impertinent(2015) – вообще ничего не слышу, только какие-то невнятные парфюмерные тона словно издали.
Tom Ford Tuscan Leather(2007) & Ombre Leather 16(2016)  – обе одинаково дихлофосны, не понимаю, что мне в них оборачивается такой подлянкой, за которой ничего не разобрать.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s